Консультация подготовлена воспитателем Ковальчук Надеждой Дмитриевной
«Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше,
чем тот, кто девять часов только смотрит».
педагог И. Дистервег
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Нетрадиционно - значит:
*Не основываясь на традиции.
*Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. *Отличаясь оригинальностью.
*Не придерживаясь традиций.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.).
Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как ребёнку постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник
*Способствует снятию детских страхов;
*Развивает уверенность в своих силах;
*Развивает пространственное мышление;
*Учит детей свободно выражать свой замысел;
*Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
*Учит детей работать с разнообразным материалом;
*Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
*Развивает мелкую моторику рук;
*Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
*Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
*рисование пальчиками;
*оттиск печатками из картофеля;
*рисование ладошками;
*тампование.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
*тычок жесткой полусухой кистью.
*печать поролоном;
*печать пробками;
*восковые мелки + акварель;
*свеча + акварель;
*отпечатки листьев;
*рисунки из ладошки;
*рисование ватными палочками;
*волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
*рисование песком;
*рисование мыльными пузырями;
*рисование мятой бумагой;
*кляксография с трубочкой;
*монотипия пейзажная;
*печать по трафарету;
*монотипия предметная;
*кляксография обычная;
*пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.