Развитие детской художественной одаренности средствами нетрадиционных техник рисования
Консультация подготовлена воспитателем
Ковальчук Надеждой Дмитриевной.
«В каждом человеке есть солнце, а наша
задача - чтобы это солнце не погасло»
Сократ
Изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности дошкольника. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое впечатление об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию, раскрытию и обогащению его творческих способностей. Изобразительное искусство оказывает сильное воздействие на развитие детского ума.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального выразительного образа по собственному замыслу. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, чувствует (переживает, радуется), тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.
Развивая у детей интерес к изобразительному искусству, использую в работе элементы неожиданности, новизны. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами и кистью, но остается удивительным использование в рисовании пальчиков, ладошек, подручных средств (ниток, катушек, крышек, пробок, трубочек и пр.), природного материала (листьев деревьев).
Применение нетрадиционных техник рисования способствует:
· Обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, их свойствах и использовании;
· Дети получают возможность устанавливать физические закономерности, экспериментировать с предметами и материалами;
· Открывается возможность для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом, совершенствуется гибкость и смелость мышления;
· Воспитывается доброта, инициатива, внимание, усидчивость, терпение;
· Появляется возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя а не потребителя, почувствовать себя творцом, способным подчинить своей воле материал и создать из него задуманный образ.
Особенности нетрадиционных техник рисования:
· Технология интересна и доступна ребенку, результат работы виден сразу;
· Учат детей работать с разнообразными материалами и получать информацию о разнообразии окружающего мира;
· Способствуют снятию детских страхов и отрицательных эмоций, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром;
· Помогают в реализации своих замыслов и идей, позволяют поверить в свои возможности;
· Дарят детям новую широкую гамму ощущений, получения эстетического удовольствия.
Самостоятельная деятельность детей:
· Возможность выбора детей необходимых материалов и инструментов;
· Реализация собственных потребностей, целей, идей, желаний в свободном творчестве;
· Возможность самообразования и саморазвития.
Виды нетрадиционных техник рисования:
· Рисование пальчиками, ладошками, ступнями ног;
· Оттиск печатками из овощей (картофель, морковь);
· Оттиск пробкой, крышкой, ластиком, ватной палочкой, поролоном, пенопластом, катушками, спичечными коробками, камешками, смятой бумагой, целлофаном;
· Тычок жесткой полусухой кистью;
· Печать по трафарету (шаблоны);
· Восковые мелки + акварель;
· Свеча + акварель;
· Монотипия, диатипия;
· Клаксография обычная, клаксография с трубочкой (выдувание), класкография с ниточкой;
· Граттаж (процарапывание);
· Набрызг (по трафарету или шаблону);
· Отпечатки листьев;
· Тиснение;
· Рисование цветным клейстером